Мастер-класс "Кофейная живопись"

14.04.2020
Немного о технике рисования: Рисование с помощью кофе, кофейная живопись, становится все более популярным. В настоящее время многие художники широко стали использовать в своем творчестве техники «нетрадиционного рисования».

Кофейная живопись, как направление в искусстве, развивается с 90-х годов прошлого века. О кофейных рисунках, как нетрадиционной технике, известно с 2004 года. Кофейный пигмент наносится на бумагу с помощью обыкновенной художественной кисти. Растворимый кофе идеально подходит для создания рисунков в однотонной теплой цветовой гамме. Чем насыщеннее раствор, тем ярче тон.

Несмотря на молодость направления, кофейная живопись прочно укрепилась в современном искусстве и вышла на просторы интернета. Современные художники используют разные материалы, такие как чай, песок, овощи , песок и т. д. Имея элементарные навыки рисования, не сложно использовать в своем творчестве и кофе. Рисование кофе максимально приближено к таким техникам, как «Акварель», «Гуашь»,  «Батик»…

Взрослым кофейная живопись помогает проявить творческую фантазию, получить эстетическое вдохновение. Детям необычное рисование развивает моторику, учит работать кистью, развивает воображение... Рисование кофе предоставляет широкое поле для экспериментирования.

Техника выполнения: кофейная живопись  (кофе + соль ).

Вам потребуется: лист акварельной бумаги (А 4), беличьи кисти № 2, 5, простой карандаш, ластик, палитра (одноразовая тарелка), растворимый

сублимированный (гранулированный ) кофе, стакан для воды, бумажные салфетки, сольница с мелкой солью, губка (тряпочка).

 Этапы выполнения  работы:

 1. Подготовка кофейного сиропа.

Заливаем 4 столовые ложки сублимированного (гранулированного)  растворимого кофе 1 столовой ложкой теплой воды до получения тёмного густого кофейного сиропа.  Следует «растолочь» сироп широкой кистью в небольшой емкости. Раствор должен постоять до полного растворения 10-15 минут. Очень важно не перелить воду, т.к. не получится максимально концентрированный  (насыщенный) раствор.

 2. Выполнение рисунка в карандаше.     

 На листе акварельной бумаги, формата А 4, выполняем карандашный рисунок ящерицы, согласно схеме.

3. Роспись изображения ящерицы густым кофейным сиропом и солью.

Густой кофейный раствор при помощи кисти № 2 наносим частями на изображение ящерицы и тут же посыпаем его мелкой пищевой солью. При этом создаётся изящная структура рисунка с относительно тёмными участками пигментных скоплений. Кристаллы соли, помещённые на влажную поверхность, притягивают к себе кофейный пигмент, высветляя фон вокруг.

Для сохранения рельефной поверхности рисунка соль можно оставить на изображении, не стряхивая. Центральная линия туловища остается неокращенной.

4. Окрашивание центральной линии туловища ящерицы слабым кофейным раствором.

Разводим на палитре (одноразовой тарелке) кофейный сироп водой до бледно-коричневого оттенка. Наносим его при помощи тонкой кисти на центральную линию изображения туловища ящерицы, не посыпая при этом мелкой солью.

6.Тонирование фона слабым кофейным сиропом.

При помощи кисти № 5 наносим уже подготовленный на палитре слабый кофейный раствор на участки фона вокруг изображения ящерицы  и частично по всему листу бумаги. Солью эти участки не посыпаем.

7. Роспись фона насыщенным кофейным раствором и мелкой солью.

Разводим на палитре (одноразовой тарелке) кофейный раствор с водой до насыщенной концентрации. При помощи кисти № 5 выборочно расписываем фон, нанося кофейные пятна. Часть пятен делаем максимально яркими, часть – менее насыщенными, разводя водой. Тут же посыпаем окрашенные участки мелкой солью. Кофейного сиропа и воды должно быть достаточно много для растворения соли. Лишнюю воду можно «примакнуть» при помощи бумажной салфетки. Рисуем  быстро, не давая высыхать окрашиваемым участкам. Прилипшую и окрасившуюся в кофейный пигмент соль оставляем на рисунке. При высыхании она даст эффект зернистости. Лишнюю соль белого цвета  - стряхиваем после высыхания.

Работа готова. Осталось ей дать высохнуть,  а затем – оформить в раму.

Автор – составитель: Смольская М. П.

педагог дополнительного образования 

объединения по интересам «ИЗО «Лучик»