Ярмарка педагогических идей

25.10.2022

С целью выявления наиболее приемлемых форм и методов работы с учащимися по гражданскому и патриотическому воспитанию 18 октября в столичном Дворце детей и молодежи "Орион" прошла Ярмарка идей.

Каждое отделение дополнительного образования презентовала свои формы проведения мероприятий по обозначенной теме, те формы, которые отображают особенности направления их деятельности. 

Так, на "суд" жюри были представлены следующие формы работы: виртуальная экскурсия "Брестская крепость", конкурс поделок из природного материала "Лишь бы не было войны!", квест-игра "Партизанскими тропами", мастер-класс "Война и украшения", конкурс муралов" Между прошлым и будущим", хореографический калейдоскоп "Детские танцевальные  коллективы и война", урок-мужества "Маленькие герои большой войны", онлайн-викторина "Символы Победи", вечер памяти "Шли девчонки по войне…" и др.

Ярмарка педагогических идей показала, насколько творческий педагогический коллектив работает во дворце. Творческого роста и высоких достижений, Вам, коллеги!   

Методист Алла Александровна Цыбуля

Семинар-практикум "От информационной культуры до информационной безопасности"

20.10.2022

Семинар-практикум по информационной культуре 20 октября прошел для педагогов-участников в рамках реализации проекта "#Нам_засталася_спадчына".

Участники семинара познакомились с понятием информационной культуры, ее теоретическими основами, узнали правила безопасного поведения в информационном пространстве. После чего педагоги стали участниками воспитательного мероприятия, которое они смогут повторить с детьми на занятиях.

Методист Марина АНИСЬКЕВИЧ

Интерактивная площадка "Свадьба на острове Ява, или Как рождаются слухи?"

11.10.2022
Интерактивная площадка "Свадьба на острове Ява, или как рождаются слухи?" прошла 11 октября во Дворце детей и молодежи "Орион" в рамках реализации проекта #Нам_засталася_спадчына.
 
Педагоги дополнительного образования говорили про информационную культуру, новости и фейки. В ходе игры участники поняли механизм рождения слухов. Кроме того, педагоги поняли, как влияют новости на психическое здоровье, а во время психологических игр научились защищать себя от негативного влияния новостей.
 
Методист Марина АНИСЬКЕВИЧ

Сопровождение проекта

Творческая группа по сопровождению реализации проекта

  1. Куровская Елена Юрьевна, заместитель директора по учебной работе – руководитель проекта
  2. Малявка Татьяна Петровна, заместитель директора по воспитательной работе
  3. Сичкова Наталья Эдуардовна, заведующий учебно-методическим кабинетом – автор проекта
  4. Аниськевич Марина Сергеевна, методист – автор проекта
  5. Канаш Татьяна Владимировна, методист
  6. Ларченко Жанна Ивановна, заведующий отделением
  7. Рубацкий Никита Григорьевич, культорганизатор

Концепция проекта

Современных детей часто называют «цифровое поколение», «сетевое поколение», «поколение опущенных голов». Ребята проходят социализацию в условиях широкого распространения цифровых технологий. Компьютер, мобильный телефон, иные цифровые устройства, интернет, социальные сети, IT-средства за последние 20 лет радикально изменили окружающий мир. Главное действие тинэйджеров часто сводится к лайкам и бездумному листанию постов в соцсетях. Вот почему важно научить современного ребенка правильно и продуктивно использовать гаджеты и информационное пространство.

Для развития медиакультуры учащихся, формирования цифровой компетентности педагогов и родителей во Дворце детей и молодежи «Орион» г. Минска было решено разработать и внедрить проект, направленный на воспитание информационной культуры и формирование информационно-коммуникационной компетенции посредством вовлечения участников образовательных отношений в поисково-исследовательскую деятельность в рамках гражданского и патриотического воспитания.

В соответствии с методическими рекомендациями по организации работы в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи на 2022/2023 учебный год и с целью обеспечения высокого качества образовательного процесса было решено развивать ранее созданную собственную информационную среду учреждения образования #ДворецОрион, которая включает в себя сайт учреждения и соцсети (Instagram, Telegram, YouTube) непосредственно в ходе реализации проектной деятельности, что поможет продолжить работу не только по формированию положительного имиджа Дворца детей и молодежи «Орион» г. Минска, но будет способствовать повышению уровня информационной культуры участников проекта, их гражданской ответственности за создание и размещение качественной, актуальной информации в информационной среде учреждения.

Проект «#Нам_засталася_спадчына» поможет решить проблемы, связанные с недостаточным использованием возможностей информационной среды учреждения путем вовлечения учащихся, педагогов и родителей в его реализацию, где каждый сможет заявить о себе в информационном пространстве, обратившись к традициям и истории своей семьи и своей малой родины.

Планируется, что реализация проекта «#Нам_засталася _спадчына» поможет учащимся, педагогам и родителям сформировать навыки создания качественного контента в процессе работы по сохранению исторической памяти через исследовательскую деятельность по изучению традиций, истории Беларуси и малой родины участников проекта. Актуальность проекта заключается в интеграции воспитания информационной культуры и гражданского и патриотического воспитания.

Новизна и практическая значимость проекта заключается в воспитании гражданственности и патриотизма в процессе воспитания информационной культуры через изучение традиций и истории Беларуси на основе обращения к истории семьи.   Ведь именно осознание личных историй каждой семьи частью истории страны, а себя – частью своей Родины и способствует формированию глубоких гражданских и патриотических качеств человека. В процессе реализации проекта каждый участник будет активным пользователем ресурсов информационной среды #ДворецОрион, что позволит в дальнейшем чувствовать себя уверенно в информационном пространстве.

Цель проекта: создание организационно-педагогических условий для воспитания информационной культуры учащихся посредством реализации проекта «#Нам_засталася_спадчына».

Задачи проекта:

вовлечь учащихся, педагогов и родителей в проектную деятельность;

формировать у участников проекта компетенцию по использованию ресурсов информационной среды учреждения в процессе проведения воспитательных и обучающих мероприятий;

сформировать у участников проекта устойчивый интерес к поисково-исследовательской деятельности и изучению традиций, истории Беларуси, своей малой родины и своей семьи;

сформировать у участников проекта умение презентовать свою деятельность в информационном пространстве;

стимулировать творческую, интеллектуальную, коммуникативную активность участников проекта;

способствовать интеграции усилий семьи и учреждений образования по воспитанию информационной культуры учащихся;

издать сборник творческих работ победителей проекта и создать видеофильм «Нам засталася спадчына»;

сформировать методический кейс по итогам реализации проекта.

Предполагаемые результаты

Реализация проекта «#Нам_засталася_спадчына» как механизма создания организационно-педагогических условий для формирования информационной культуры учащихся позволит

учащимся:

формировать потребность целесообразного, содержательного и продуктивного использования ресурсов информационной среды учреждения;

формировать устойчивый интерес к поисково-исследовательской деятельности и изучению традиций, истории Беларуси и малой родины;

приобрести навыки создания материалов для цифрового информационного пространства;

формировать навыки безопасного и ответственного поведения в информационном пространстве, в т. ч. и в сети Интернет;

развивать интерактивные умения во время презентации своей деятельности в информационном пространстве;

в процессе выполнения конкурсных заданий развивать аналитическое и креативное мышление, расширить свой кругозор, познакомиться с культурой, традициями и историей, а также получить возможность для самореализации и раскрыть имеющиеся способности;

применять полученные знания и умения в повседневной жизни, принимать решения и проявлять инициативу;

педагогам и учреждению образования:

найти новые возможности для интеграции ресурсов информационной среды учреждения в образовательный процесс;

найти новые актуальные формы работы по воспитанию гражданственности и патриотизма в условиях цифровизации общества;

формировать информационное пространство, в котором каждый сможет научиться выстраивать отношения посредством «живого» общения и информационно-коммуникационных технологий;

эффективно популяризировать в информационном пространстве собственную педагогическую деятельность и деятельность Дворца детей и молодежи «Орион» г.Минска;

максимально использовать и развивать личный творческий потенциал;

всем участникам проекта (учащимся, педагогам, родителям):

вызвать интерес к совместной исследовательской деятельности и изучению традиций, истории Беларуси, малой родины и своей семьи;

создать эффективную информационную среду для воспитания информационной культуры учащихся Дворца детей и молодежи «Орион» г.Минска;

формировать культуру взаимоотношений детей, родителей и педагогов в цифровом образовательном пространстве.

Нормативное правовое и программно-методическое обеспечение проекта

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
  2. Закон Республики Беларусь от 14.01.2022 №154-3 «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании».
  3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2021 г. № 57 «О Государственной программе «Образование и молодежная политика» на 2021 – 2025 годы».
  4. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 гг. (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31.12. 2020 г. №312).
  5. Государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021 – 2025 годы (подпрограмма «Цифровое развитие отраслей экономики») (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2021г.№66).
  6. Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году».
  7. Инструктивно-методическое письмо «Методические рекомендации по организации работы в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования одаренных детей и молодежи в 2022/2023 учебном году»
  8. Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации дополнительного образования детей и молодежи в 2022/2023 учебном году (художественный, культурно-досуговый, социально- педагогический, общественно-гуманитарный профили)»
  9. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об использовании современных информационных технологий   в   учреждениях  дошкольного, общего среднего и специального образования в 2021/2022 учебном году»
  10. Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования / В.Ю. Арчаков [и др.]. – Минск: «Народная асвета», 2022. – 168 с.
  11. Бедулина, Г.Ф. Формы и методы патриотического воспитания молодёжи / Г.Ф. Бедулина // Праблемы выхавання. – Серыя «У дапамогу педагогу». – 2010. – № 4. – С. 14-18.
  12. Буткевич, В.В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / В.В. Буткевич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 208 с.
  13. Исследовательская деятельность учащихся. Научно-методический сборник в двух томах / редактор-составитель А. С. Обухов. – М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. – 701с.
  14. Патриотизм и патриотическое воспитание в контексте вызовов современности: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 16–17 мая 2019 г. / НАН Беларуси, Ин-т социологии; Госпогранкомитет; Ин-т погранич. службы Респ. Беларусь; редкол.: Г. П. Коршунов (гл. ред.) [и др.]. – Минск: ИПС РБ, 2019. – 433 с.
  15. Патриот.by