Заседание методического объединения "Дистанционно о дистанционном"

15.04.2020

 

Формы дистанционного обучения и дистанционной поддержки учащихся в системе дополнительного образования детей и молодежи.

 

Реальность нашей жизни такова, что компьютер, интернет, глобальные сети стали неотъемлемой частью процесса познания, частью нашего быта и огромным пространством для общения. Огромный объем контента, окружающий человека, ведет к тому, что мы переходим к новому, мультимедийному способу восприятия информации. Помимо традиционных видов коммуникации все учащиеся сегодня активно используют новые: социальные сети, фотохостинги, паблик-журналы, блоги, планшеты и мобильные телефоны. Это позволяет им получать информацию в любой момент времени и в любом месте.

В системе дополнительно образования дистанционное обучение или поддержка могут оказать существенное влияние на успех образовательной деятельности и адекватное самоопределение. Более того, дистанционные формы работы необходимы в дополнительном образовании в качестве инструментов мотивации обучающихся и развития их индивидуальных личностных интересов.

Дистанционное обучение – это инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем педагога-тьютора.

Дистанционная форма обучения считается инновационной формой работы. Под которой понимают образовательную систему, построенную с применением компьютерных телекоммуникаций и использованием современных информационных и педагогических технологий.

Главная особенность дистанционного обучения – возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так обучение и общение с педагогом осуществляется посредством интернета и обмена электронными письмами.

Дистанционные образовательные технологии – это технологии, реализация которых преимущественно осуществляется с применением информационно-телекоммуникационных сетей при удаленном взаимодействии учащихся и педагога.

Различают два вида дистанционного обучения: синхронное и асинхронное.

Синхронное дистанционное обучение предполагает одновременное онлайн общение педагога и учащихся.

Асинхронное дистанционное обучение предполагает офлайн общение педагога и учащихся посредством отправки электронных писем.

В синхронной форме дистанционного обучения главная роль отдается педагогу, а в асинхронном обучении – главные роли играют учащиеся.

К основным формам дистанционного обучения относятся:

  1. Видеолекции (просмотр).
  2. Видеоконференции, форумы и дискуссии (просмотр).
  3. Чат – учебные занятия с использованием чат-технологии. Такие занятия проводятся синхронно.
  4. Вебинары. Под ними понимаются дистанционные занятия, деловые игры, семинары, конференции, которые проводятся с применением средств телекоммуникаций и других возможностей сети интернет. Вебинары отличаются от чат-занятий большей продолжительностью и применением асинхронного метода взаимодействия.

Существуют формы дистанционной поддержки обучающихся в системе дополнительного образования детей и молодежи, которые известны  и уже хорошо зарекомендовали себя. Это и пересылка учебных материалов (текстов, графики, видео и др.) по телекоммуникационным каналам (электронная почта), это система дистанционного контроля (тестирование, онлайн-олимпиады, прохождение квеста и др), это онлайн консультации, осуществление разнообразной обратной связи через социальные сети, блоги, это обучение через виртуальные образовательные среды, образовательные Интернет-порталы, система обмена мгновенными сообщениями, даже виртуальные лабораторные комплексы. И в каждом отдельном случае может применяться та или иная форма поддержки, осуществляться выбор инструментов и способов взаимодействия педагога и обучающегося.

Личный блог педагога считается самым оптимальным способом организации дистанционного обучения. Онлайн общение с обучающимися может осуществляться через социальные сети, поскольку практически все школьники имеют аккаунты и страницы, завязанные на них. Оповещения об изменениях в блоге могут проходить через социальную сеть, а непосредственная дистанционная работа связана с личным блогом педагога. Блог педагога при грамотном подходе, тщательной технической организации – это уникальное мультимедийное пространство, которое представляет обучающимся, прежде всего, разнообразные возможности. Обучающиеся могут отслеживать новости и календарь событий, в которых можно принять участие, запрашивать и находить примеры и шаблоны заданий и упражнений, получать ссылки на тесты и упражнения, консультации по вопросам, видеть моментальное предъявление результата деятельности, получать оценку своей работы, как со стороны педагога, так и со стороны заинтересованных лиц. Это только поверхностный перечень возможностей, которые получает педагог и обучающийся, работающих в общем мультимедийном пространстве.

На более высоком уровне владения информационными технологиями педагог может применять кейс-технологии для дистанционной поддержки.

Суть кейс-технологии – это составление индивидуального плана работы, при котором каждый обучающийся получает кейс: пакет учебной литературы, мультимедийный видеокурс, виртуальную лабораторию и обучающих программ на CD-ROM, а также электронную рабочую тетрадь. Последняя представляет собой своеобразный путеводитель по курсу и содержит рекомендации по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. При изучении курса, обучающийся запрашивает помощь у педагога (электронная почта, соцсети), получает консультации, обращается к примерам в блоге, отправляет результаты своей работы педагогу для размещения в блоге.

 

Вопросы для педагогов:

  1. Какие формы дистанционного обучения Вы используете в работе?
  2. Знаете ли Вы как провести вебинар или видеолекцию?
  3. В ходе организации дистанционного обучения Вы создаете контент самостоятельно или используете готовые материалы из сети?
  4. Какой вид дистанционной работы больше подходит для вашего объединения по интересам?
  5. Есть ли у Вас личный блог педагога? Хотели бы его создать?

 

 

Материал подготовила методист учебно-методического кабинета Стрельцова М.С.