Заседание методического объединения "Дистанционно о дистанционном"
15.04.2020
Формы дистанционного обучения и дистанционной поддержки учащихся в системе дополнительного образования детей и молодежи.
Реальность нашей жизни такова, что компьютер, интернет, глобальные сети стали неотъемлемой частью процесса познания, частью нашего быта и огромным пространством для общения. Огромный объем контента, окружающий человека, ведет к тому, что мы переходим к новому, мультимедийному способу восприятия информации. Помимо традиционных видов коммуникации все учащиеся сегодня активно используют новые: социальные сети, фотохостинги, паблик-журналы, блоги, планшеты и мобильные телефоны. Это позволяет им получать информацию в любой момент времени и в любом месте.
В системе дополнительно образования дистанционное обучение или поддержка могут оказать существенное влияние на успех образовательной деятельности и адекватное самоопределение. Более того, дистанционные формы работы необходимы в дополнительном образовании в качестве инструментов мотивации обучающихся и развития их индивидуальных личностных интересов.
Дистанционное обучение – это инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем педагога-тьютора.
Дистанционная форма обучения считается инновационной формой работы. Под которой понимают образовательную систему, построенную с применением компьютерных телекоммуникаций и использованием современных информационных и педагогических технологий.
Главная особенность дистанционного обучения – возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так обучение и общение с педагогом осуществляется посредством интернета и обмена электронными письмами.
Дистанционные образовательные технологии – это технологии, реализация которых преимущественно осуществляется с применением информационно-телекоммуникационных сетей при удаленном взаимодействии учащихся и педагога.
Различают два вида дистанционного обучения: синхронное и асинхронное.
Синхронное дистанционное обучение предполагает одновременное онлайн общение педагога и учащихся.
Асинхронное дистанционное обучение предполагает офлайн общение педагога и учащихся посредством отправки электронных писем.
В синхронной форме дистанционного обучения главная роль отдается педагогу, а в асинхронном обучении – главные роли играют учащиеся.
К основным формам дистанционного обучения относятся:
- Видеолекции (просмотр).
- Видеоконференции, форумы и дискуссии (просмотр).
- Чат – учебные занятия с использованием чат-технологии. Такие занятия проводятся синхронно.
- Вебинары. Под ними понимаются дистанционные занятия, деловые игры, семинары, конференции, которые проводятся с применением средств телекоммуникаций и других возможностей сети интернет. Вебинары отличаются от чат-занятий большей продолжительностью и применением асинхронного метода взаимодействия.
Существуют формы дистанционной поддержки обучающихся в системе дополнительного образования детей и молодежи, которые известны и уже хорошо зарекомендовали себя. Это и пересылка учебных материалов (текстов, графики, видео и др.) по телекоммуникационным каналам (электронная почта), это система дистанционного контроля (тестирование, онлайн-олимпиады, прохождение квеста и др), это онлайн консультации, осуществление разнообразной обратной связи через социальные сети, блоги, это обучение через виртуальные образовательные среды, образовательные Интернет-порталы, система обмена мгновенными сообщениями, даже виртуальные лабораторные комплексы. И в каждом отдельном случае может применяться та или иная форма поддержки, осуществляться выбор инструментов и способов взаимодействия педагога и обучающегося.
Личный блог педагога считается самым оптимальным способом организации дистанционного обучения. Онлайн общение с обучающимися может осуществляться через социальные сети, поскольку практически все школьники имеют аккаунты и страницы, завязанные на них. Оповещения об изменениях в блоге могут проходить через социальную сеть, а непосредственная дистанционная работа связана с личным блогом педагога. Блог педагога при грамотном подходе, тщательной технической организации – это уникальное мультимедийное пространство, которое представляет обучающимся, прежде всего, разнообразные возможности. Обучающиеся могут отслеживать новости и календарь событий, в которых можно принять участие, запрашивать и находить примеры и шаблоны заданий и упражнений, получать ссылки на тесты и упражнения, консультации по вопросам, видеть моментальное предъявление результата деятельности, получать оценку своей работы, как со стороны педагога, так и со стороны заинтересованных лиц. Это только поверхностный перечень возможностей, которые получает педагог и обучающийся, работающих в общем мультимедийном пространстве.
На более высоком уровне владения информационными технологиями педагог может применять кейс-технологии для дистанционной поддержки.
Суть кейс-технологии – это составление индивидуального плана работы, при котором каждый обучающийся получает кейс: пакет учебной литературы, мультимедийный видеокурс, виртуальную лабораторию и обучающих программ на CD-ROM, а также электронную рабочую тетрадь. Последняя представляет собой своеобразный путеводитель по курсу и содержит рекомендации по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. При изучении курса, обучающийся запрашивает помощь у педагога (электронная почта, соцсети), получает консультации, обращается к примерам в блоге, отправляет результаты своей работы педагогу для размещения в блоге.
Вопросы для педагогов:
- Какие формы дистанционного обучения Вы используете в работе?
- Знаете ли Вы как провести вебинар или видеолекцию?
- В ходе организации дистанционного обучения Вы создаете контент самостоятельно или используете готовые материалы из сети?
- Какой вид дистанционной работы больше подходит для вашего объединения по интересам?
- Есть ли у Вас личный блог педагога? Хотели бы его создать?
Материал подготовила методист учебно-методического кабинета Стрельцова М.С.