Материалы педагогический чтений "Развитие в формате инноваций: Идеи. Инновации. Перспективы"

МАЙ 2023

Материалы педагогический чтений "Развитие в формате инноваций: Идеи. Инновации. Перспективы"

МАЙ 2022

Материалы педагогический чтений "Развитие в формате инноваций: Идеи. Инновации. Успех"

МАЙ 2021

Материалы педагогический чтений "Развитие в формате инноваций: Идеи. Инновации. Успех"

МАЙ 2020

Краткая инструкция по монтажу видеороликов в программе "Киностудия windows"

  • Автор: Методист Сундучкова Татьяна Петровна
  • Ссылка: ЧИТАТЬ
  • Файл: pdf (1.73 mb)

 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 


ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ И ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТА"

Разработчик:

Цыбуля Алла Александровна,
методист высшей квалификационной категории

ЧИТАТЬ

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Разработчик:

методист учебно-методического кабинета
Татьяна Николаевна Шамына

ЧИТАТЬ


ДИАЛОГОВАЯ ПЛОЩАДКА "ГОВОРИМ О МАСТЕР-КЛАССЕ"

Разработчик:

методист учебно-методического кабинета
Аниськевич Марина Сергеевна

ЧИТАТЬ

   

 КОНСПЕКТЫ ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ И МАСТЕР-КЛАССОВ 


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "ФАНТАЗИЙНАЯ ПТИЦА"

Разработчики:

Зоричева Яна Сергеевна,
педагог дополнительного образования;
Бекеева Марина Викторовна,
педагог дополнительного образования

ЧИТАТЬ

 

МАСТЕР-КЛАСС "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ"

Разработчик: Брек Владимир Валериевич,
педагог дополнительного образования
Методическое сопровождение: Щуплик Елена Геннадьевна,
методист учебно-методического кабинета

ЧИТАТЬ


ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ "ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ГЕРМАНИЮ"

Разработчик: Мартакова Оксана Ивановна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории

ЧИТАТЬ

 

МАСТЕР-КЛАСС "IT-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО"

Разработчик: Цупранович Оксана Александровна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

ЧИТАТЬ


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ ТЕМА "ТОЧКИ ОПОРЫ"

Разработчик: Пивоварчик Наталья Александровна,
педагог дополнительного образования

ЧИТАТЬ

 

КВЕСТ-ИГРА ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ 

Разработчик:

Цыбуля Алла Александровна,
методист высшей квалификационной категории

ЧИТАТЬ


ПЛАН КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ 

Разработчик:

Цыбуля Алла Александровна,
методист высшей квалификационной категории

ЧИТАТЬ

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ«АКРОБАТИЧЕСКИЙ МИКС»

Разработчик: 

Козлов Федор Григорьевич, педагог дополнительного образования второй квалификационной категории

ЧИТАТЬ


ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ КВИЗ»

Разработчик: 

Крыж Александра Николаевна, педагог дополнительного образования

ЧИТАТЬ

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия в объединении по интересам «Азбука компьютерной грамотности» отделения дополнительного образования «Интеллектуальное творчество»

Разработчик: 

Моисеева Лариса Леонидовна, педагог дополнительного образования

ЧИТАТЬ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ


ПЛАН-КОНСПЕКТ КВЕСТ-ИГРЫ «ЗАГАДКИ НАРОДНОГО МАСТЕРА»

Разработчики: 

Дробышева Анастасия Витальевна, педагог дополнительного образования

Артюх Таисия Викентьевна, педагог дополнительного образования

ЧИТАТЬ

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПРОСПЕКТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ  ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА

Разработчик: 

Чистякова Доминика Андреевна, педагог дополнительного образования

ЧИТАТЬ


 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

Презентации:
- Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе отделения дополнительного образования по направлению деятельности "Интеллектуальное творчество"
- Использование медиапространства как инструмента современных коммуникаций в дополнительном образовании
- Возможности использования ИКТ в профессиональной деятельности педагога
- Использование информационно-коммуникационных технологий при подготовке и проведении занятий в объединении по интересам "Театральная мастерская"

ikt1   ikt2

Возможности использования ИКТ в профессиональной деятельности педагога

Методист
Аниськевич Марина Сергеевна

 

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе

Заведующий отделением
Новикова Татьяна Константиновна

ikt3   ikt4

Использование медиапространства как инструмента современных коммуникаций в дополнительном образовании

Заместитель директора
Малявка Татьяна Петровна

 

Использование информационно-коммуникационных технологий при подготовке и проведении занятий в объединении по интересам "Театральная мастерская"
Педагог дополнительного образования 
Тулай Виктория Николаевна

Чем пользоваться при организации дистанционного обучения

Дистанционная поддержка учащихся

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие педагога и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.

В системе дополнительного образования детей и молодежи существуют формы дистанционной поддержки учащихся, которые известны  и уже хорошо зарекомендовали себя:

пересылка учебных материалов (текстов, графики, видео и др.) по телекоммуникационным каналам (электронная почта);

система дистанционного контроля (тестирование, онлайн-олимпиады, прохождение квеста и др.);

онлайн консультации, осуществление разнообразной обратной связи через социальные сети, блоги;

обучение через виртуальные образовательные среды, образовательные Интернет-порталы;

система обмена мгновенными сообщениями.

В каждом отдельном случае может применяться та или иная форма поддержки, осуществляться выбор инструментов и способов взаимодействия педагога и учащегося.

В первую очередь определите, как будете проводить дистанционное обучение. Дистанционную работу можно проводить одним из способов, что описан ниже, или использовать их комбинацию. 

Встречи в режиме реального времени

Вы договариваетесь с учащимися о времени, когда будет проведен прямой эфир или назначена онлайн-встреча. На онлайн-уроке вы объясняете материалы, отвечаете на вопросы учащихся и задаете вопросы им.

Дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы

Обучение учащихся можно выстроить через интерактивные учебные материалы, которые содержат инструкции, учебный контент (видео, интерактивные видео, текст, рисунки), самопроверку, ссылки и т.д. При помощи таких учебных материалов учащийся изучает новую тему самостоятельно. Для вопросов учащихся стоит создать чат для общения, чтобы, сталкиваясь с трудностями, они продолжали выполнять задания.

Спланируйте работу

Возьмите временной отрезок, например, неделю, и спланируйте работу учащихся по вашей программе. Чтобы организовать работу целостно, отталкивайтесь от учебных результатов, которых должны достичь учащиеся.

Задайте себе три вопроса:

  1. Чему я хочу научить моих учащихся (каких учебных результатов они достигнут)?
  2. Как учащиеся этому научатся (каким образом они достигнут учебных результатов)?
  3. Каким образом я могу поддержать их в этом (как я помогу им достичь учебных результатов и как узнать, достигли ли они их)?

Исходя из ответов, составьте для себя план работы: какие учебные материалы надо создать, как мониторить работу ребят, как и когда предоставлять им обратную связь.

Можно составить план работы и для учащихся. Учащимся план нужен для того, чтобы помочь им спланировать время работы, как в течение дня, так и всей учебной недели. План работы для учащихся может содержать рекомендуемую дату и время для начала работы над заданием, сроки выполнения заданий, ссылки на учебные материалы (если вы сразу можете их предоставить) или платформу, где будет идти работа.

Определите, как будете связываться с учащимися

У  учащихся должна быть точка входа, через которую они получают доступ к учебным материалам. Если вы использовали в работе с учащимися некоторую платформу (блог, сайт, мессенджеры, закрытую группу и т.д.), то и в дистанционном обучении они могут работать через нее.

Начните создавать учебные материалы

Организовать учебную работу дистанционно — значит помочь учащимся самостоятельно разобраться с тем, что они не знают и не умеют. А для этого у учащихся должны быть учебные материалы и задания, посильные для той возрастной группы, с которой мы работаем.

К учебным материалам добавляйте инструкции по работе (так, как если бы вы объяснили в кабинете), указывайте время, которое требуется для работы над заданием и по изучению материалов, необходимые стратегии,  рекомендации и подсказки.

Можно использовать уже готовые учебные материалы, созданные кем-то другим, можно создавать самим.

Определите, какие цифровые сервисы будете использовать 

Исходя из ваших задач, определяйте, какие из цифровых сервисов задействуете в работе с учащимися.

Онлайн-встречи с учениками

Сервисы, с помощью которых вы организовываете онлайн-занятие в режиме реального времени.

Zoom zoom.us/

Сервис для проведения видеоконференций и вебинаров. В бесплатной версии можно проводить встречи до 40 минут и на 100 человек. Учащиеся могут подключиться к встрече через телефон (рекомендуется установить приложение zoom) или через компьютер. Каждый участник встречи имеет возможность говорить голосом, демонстрировать видео и расшаривать свой экран.

Facebook Live

Трансляция видео прямо с Facebook. Создайте закрытую группу группы,  в которой можно будет запускать Live трансляции и проводить уроки онлайн. Бесплатно. И нет ограничений по времени.

Instagram Live

Трансляция видео с Инстаграм. Можно проводить в своем аккаунте. Если ученики на вас подписаны, то они получат извещение о выходе в эфир. Или создать закрытый аккаунт группы и вести онлайн-встречи там.

WiziQ  www.wiziq.com/

Сервис для организации онлайн-обучения. Создается группа, к которой подключаются учащиеся (они должны создать в этой среде аккаунт). Здесь можно вести общение, публиковать задания и объявления. И можно проводить онлайн-встречи. В бесплатной версии только 10 участников могут подключиться к курсу и к видеовстрече. 

Periscope

Приложение для проведения прямых эфиров. Чтобы учащиеся  могли смотреть ваши трансляции, им надо установить это приложение на телефон и создать аккаунт.

Skype

Сервис для проведения видеоконференций. У каждого учащегося должен быть аккаунт Skype. Создается группа учащихся,  и в определенное время делается звонок, к которому подключаются все участники группы.

Передача учебного содержания

Сервисы, через которые можно передавать учебное содержание.

Видео 

Видео можно создать либо через запись на камеру (телефона, например), либо через запись экрана.

Screencast-O-Matic https://screencast-o-matic.com

Позволяет создавать скринкасты (видео с экрана монитора), видео посредством веб-камеры или записывать экран и изображение с веб-камеры одновременно. Видео записывается длинной не более 15 минут и сохраняется на компьютер или публикуется на YouTube. Рамку захвата видео с экрана можно редактировать до требуемого размера. Запись можно ставить на паузу и менять местоположение рамки на экране. 

С помощью этого сервиса можно:

записывать технические обучали (инструкции по работе с программами и сервисами);

записывать объяснения темы (объяснение, лекция);

записывать упражнения.

Рабочие листы в документах Google

Создавайте учебный материал через документ Google и предоставляйте доступ учащимся. Каждый их них делает копию для себя, предоставляет доступ  педагогу с правом комментирования и работает индивидуально или совместно с кем-то (зависит от задачи). Удобно таким образом и мониторить работу ребят, и направлять их.

Edpuzzle  https://edpuzzle.com/

При помощи  Edpuzle педагог может создать интерактивные видео путем добавления в видео либо викторины с одним правильным вариантом ответа, либо открытые вопросы, либо комментарии в формате аудио, текстовые комментарии или аудиотреки. Видео добавляются с различных веб-сайтов, например YouTube, Vimeo, National Geographic.

Тесты для самопроверки

С помощью этих сервисов учащиеся могут проверять свое понимание в учебной теме.

LearningApps https://learningapps.org/

Простой сервис, позволяющий создавать различные приложения для самопроверки: текст с пропусками, викторины, классификация,

интерактивное видео и т.д.

Kubbu  http://www.kubbu.com  

Интерактивные задания.

Quizlet https://quizlet.com/

Сервис, позволяющий создавать флешкарты и игры, которые можно использовать для любой учебной ступени или любого учебного предмета. Quizlet чаще всего  рассматривают как сервис для изучения иностранных слов.

H5P h5p.org

Платформа, на которой можно создавать интерактивные задания для самопроверки, практически на любой вкус. Задания передаются учащимся по ссылке.

Мониторинг 

Сервисы, которые помогают наблюдать за тем, как учащиеся справляются с выполнением заданий.

Таблица продвижения

Создайте в таблицах Google  таблицу, в которую внесите имена учащихся (ряды) и перечисление заданий/шагов, которые должны сделать ученики. Учащимся предоставьте доступ для редактирования. Они заходят в эту таблицу и отмечают выполнение задания. Причем могут отмечать зеленым, желтым или красным цветом в зависимости от того, насколько легко справились с заданием.

Работа в Google-документах

Учащиеся могут работать совместно в документах Google над заданиями или индивидуально. Педагог может отслеживать продвижение учащегося по заданию, комментировать выполнение задания, направлять учащегося.

Classtime https://www.classtime.com/

Удобный сервис для создания интерактивного материал разных типов (викторина, истина/ложь, классификация,  сортировка, выделение текста) и мониторинга учебного процесса.

Formative https://goformative.com

Formative — инструмент формирующего оценивания, который позволяет в режиме реального времени отслеживать процесс работы учащихся, в любой момент комментировать их работы и оставлять конструктивную обратную связь.

При помощи этого инструмента педагог создает учебный материал, который может содержать

контент (картинка, текст, белая доска, видео и встроенный код embed);

задание (викторина, добавление короткого ответа, добавление полного ответа, демонстрация своей работы, вопрос с выбором нескольких правильных ответов, истина/ложь);

дополнительные вопросы (добавить аудиоответ, классификация и установить последовательность), но это опция работает только в платной версии. 

Wizer http://app.wizer.me

С помощью Wizer вы создаете невероятно красивые по дизайну рабочие листы, которые содержат интерактивные задания и позволяют педагогу быстро предоставлять учащимся обратную связь. 

Обратная связь

Сервисы, при помощи которых вы получает обратную связь от ваших учащихся.

Direct Poll https://strawpoll.de

В этом сервисе можно создать опрос в считанные секунды.  Используйте его для получения обратной связи от учащихся. Вопросы могут быть рефлексивные, учебные или созданы с целью проведения голосования.

Google Form

С помощью форм можно создать учебный тест, форму обратной связи и анкету. 

Quizizz http://quizizz.com

Сервис для создания викторин. Учащиеся проходят викторину, а педагог видит статистику по каждому учащемуся.

Kahoot

При помощи Kahoot тоже создаются викторины.

Платформы для обучения 

Через эти платформы удобно выстраивать учебный процесс: размещать учебные материалы, проводить обсуждение, получать и предоставлять обратную связь.

Google Classroom https://classroom.google.com/

Google Sites https://sites.google.com/

Блог

Используйте  любую платформу, которая удобна для вас.

 

Материал подготовила  методист Шамына Т.Н.

(при подготовке использовались материалы http://marinakurvits.com/kak_organizovat_distancionnoe_obuchenie/ )

Прямые эфиры и вебинары

Вебинар - разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. В последнем случае, чтобы присоединиться к конференции, нужно просто ввести URL (адрес сайта) в окне браузера.

Вебинары могут быть совместными и включать в себя сеансы голосований и опросов, что обеспечивает полное взаимодействие между аудиторией и ведущим.

Различных сервисов и программ для проведения вебинаров очень много. Отличаются они друг от друга по функционалу и стоимости.

Вот несколько лучших бесплатных инструментов для веб-семинаров:

1.YouTube live

YouTube не ограничивает возможности или количество участников в бесплатном аккаунте. 

Доступна запись мероприятий. Как только вы завершаете трансляцию, запись становится доступной на вашем канале. Ее легко посмотреть, легко поделиться с другими. Она доступна сразу и для всех. 

Во время трансляции доступен общий чат.

Перейти в YouTube 

2. Zoom

 

Zoom стал синонимом видеоконференций, с интуитивно понятным дизайном и высокой простотой использования. Благодаря бесплатному плану пользователи могут принимать до 100 участников в течение 40 минут за один раз с неограниченными встречами «один на один», одновременной трансляцией экрана, показом активного спикера, возможностью присоединения по телефону.

Скачать ZOOM 

 

3. Skype

 

Функции голосовых и видеозвонков группы Skype позволяют одновременно вмещать до 25 человек на вебинаре. Учитывая популярность Skype, ваша аудитория вероятно уже имеет установленное приложение, и это минус один дополнительный шаг между вами и участниками вашего мероприятия.

Программа позволяет обмениваться файлами, использовать групповой чат, совместно использовать экран.

Скачать SKYPE 

 

4. Discord 

Discord является мессенджером, который позволяет обмениваться сообщениями, создавать конференции, совершать звонки и отправлять людям из списка контактов различные файлы. 

Скачать DISCORD 

 

Кейс-технологии в дистанционном обучении

Кейс-технология — дистанционная образовательная технология, основанная на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов. Текстовые, аудиовизуальные и мультимедийные учебно-методические материалы предназначенные для самостоятельного изучения с использованием различных видов носителей информации.

При дистанционном обучении учащиеся получают учебные кейсы с рекомендациями по изучению учебного материала и выполнению заданий. При выполнении заданий учащийся может поучить консультацию у педагога  дистанционным способом.  Выполненные задания учащиеся пересылают педагогу.

При кейс-технологии учебно-методические материалы комплектуются в спе­циальный набор (кейс). Этот набор пересылается учащемуся для самостоя­тельного изучения. Считается, что при достаточной мотивации обучаемый в состоянии самостоятельно изучить и освоить значительный объем материала, если такое обучение подкреплено содержательным кейсом. Кейс включает лекции, указания к практическим занятиям и заданиям и т. д. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений до множества страниц.

 

Материал подготовила методист Т.Н. Шамына

Видеолекции

Видеолекции и видеоконференции педагог может не только готовить и самостоятельно транслировать на различных платформах, но и инициировать просмотр и обсуждение уже готовых видеолекций с последующим обсуждением.

Видеолекции – это лишь одно из средств обучения, использование которых позволяет организовать мультисенсорную образовательную среду, позволяющую учащимся с разными типами восприятия эффективно усваивать учебную информацию. Видеолекция содержит основные цели изучения дисциплины и темы, учебный материал, примеры рассматриваемой темы, выводы по изложенному материалу, рекомендуемую литературу.

Содержание видеолекции

Содержание видеолекции должно соответствовать учебному плану. Все сведения должны быть в научном отношении правильными, исходить из современных взглядов науки с использованием точной терминологии. Раскрытие темы должно осуществляться последовательно, сочетая теоретический материал с конкретными примерами, раскрывая практическое значение излагаемых теоретических положений. Текст должен быть лаконичным, грамматическии стилистически правильным.

Структура видеолекции

Видеолекция должна содержать следующие структурные компоненты:

Информационный блок:

тема лекции;

изображение и краткие сведения о лекторе;

наименовании учреждения образования;

год создания.

Вступительная часть:  

приветствие лектора, озвучивание темы, цели и задачи изучения данной темы;

определение места изучаемой темы внутри дисциплины и межпредметные связи;

тематический план лекции;

рекомендации для учащихся по просмотру видеолекции.

Основная часть:

последовательно излагается учебный материал согласно плану лекции с использованием видеоряда, уместным и логически обоснованным включением видеоизображения лектора. В видеоряд могут быть включены фрагменты учебных фильмов, выступлений известных ученых, интервью с экспертами, мнения других педагогов, демонстрационные модели процессов и явлений (натурные, компьютерные, графические, анимационные), фотографии, иллюстрации, графики, таблицы, диаграммы, цитаты из текста, основные определения и понятия, формулы и уравнения т.п.

Заключительная часть:

выводы, рекомендации обучающимся после просмотра видеолекции, рекомендуемая литература и Интернет-источники для дополнительного изучения темы, заключительная фраза.

Формы видеолекции

документальные, записанные в обычных аудиториях с целью создания пособий для учащихся;

студийные «говорящей головы», в которых лекторы на соответствующем тематическом фоне, оставаясь за столом практически неподвижными в течение всей лекции, излагают учебный материал, сопровождая свой рассказ показом графиков, схем, фотографий и т.д.;

постановочные, для создания которых необходим творческий коллектив разработчиков, включающий преподавателя-предметника, художника-оформителя (или дизайнера), специалиста по компьютерному монтажу видеоматериалов, режиссера и профессионального телеоператора;

слайд-лекция, показ набора слайдов (100–200 на одну лекцию) сопровождается записью закадрового голоса диктора или самого лектора.

Дидактические требования к видеолекциям

Деление видеолекции на отдельные учебные эпизоды с четко определёнными целями и задачами. (Возможность их повторного использования в любом порядке).

Интеграция различных каналов информации.

Использование всех инструментов визуализации: видео, анимация, изображение, таблицы, диаграммы и т.п.

Возможность выбора индивидуального темпа обучения.

Интерактивность всех уровней вплоть до контроля за качеством усвоения учебного материала.

Организация видеолекции 

Организация видеолекции определяется рациональным распределением времени и пространства экрана. Видеолекция должна быть посвящена одной, сравнительно небольшой по объему теме. Оптимальная продолжительность видеолекции 20-25 минут, в течение этого времени учащийся активно воспринимает и усваивает информацию. Если видеолекция посвящена большой и сложной теме, то ее следует разбить на отдельные части (видеокасты) с возможностью их повторного просмотра в любом порядке. Количество изображений должно зависеть от продолжительности видеолекции и их информативности. Чем больше элементов на слайде, тем больше времени требуется сознанию. Количество слайдов с графическими изображениями и крупным текстом не должно превышать 8-10 на одну видеолекцию длительностью 20-25 минут.

Видеоряд и произносимый текст не должны противоречить друг другу, но и не должны абсолютно дублировать друг друга. На слайдах следует представлять графическое изображение взаимосвязей между понятиями, труднопроизносимые термины, статистическую и аналитическую информацию. Основная часть экрана (75-100% площади) должна быть отведена под видеоряд. Появление изображения лектора должно быть логически обоснованно режиссурой и сценарием видеолекции и занимать в зависимости от сюжета от 25% до 50% экранной площади. Обязательно изображение лектора в информационном блоке, вступительной и заключительной части.

Методика изложения материала видеолекции

Методика изложения материала видеолекции должна соответствовать принципам логичности, доказательности и аргументированности. Темп изложения должен быть неторопливым, обеспечивающим максимальное усвоение лекции в течение одного просмотра. Лектор должен убедительно, свободно и в достаточной мере эмоционально излагать материал, создавая эффект присутствия и живого общения с учащимися. Монотонное звуковое сопровождение видеоряда значительно снижает восприятие и усвоение материала. На основных положениях и выводах и наиболее важной информации акцентируется внимание визуально (увеличение и задержка изображения, выделение цветом, рамками, размером шрифта) и аудиально (интонация голоса, использование пауз). В конце каждого рассматриваемого вопроса подводятся промежуточные итоги, в конце лекции – заключительные выводы.

Инструкция по записи видеолекций в домашних условиях

Шаг 1. Подготовить материал для видеолекции. Очень часто педагог готовит больше материала, чем успевает дать за отведенное время лекции.

Шаг 2. До начала записи видеолекции Вам необходимо подготовить необходимое оборудование. Для записи лекций вам понадобится вебкамера, микрофон и мультимедийные колонки или наушники.

Шаг 3. Выбор фона для видеосъемки. В домашних условиях фоном может выступать и однотонная выкрашенная стена или шторы.

Шаг 4. Настройка освещения. Если за Вашей спиной солнце, или оно светит прямыми лучами на Вас –это приводит к тому, что видео получится мутным. В качестве осветительного прибора можно использовать обычную лампу дневного света. Искусственно можно получить рассеянный свет, если направить лампу не на себя, а на стену. Отраженный свет гораздо лучше прямого.

Шаг 5.  Пробная съемка. Итак, у Вас есть камера, есть план для видеолекции, есть Вы, есть фон. Теперь Вам нужно решить, как поставить камеру, куда сесть и настроить все это. Зачем это нужно? Затем, чтобы тут же, записав пробу, посмотреть, как получилось. Часто так получается, что Вас может быть не слышно или плохо видно. Это значит, что Вам нужно поправить камеру, или говорить громче.

Шаг 6. Съемка. Нажмите на кнопку записи. Встаньте или сядьте перед ней, расправьте плечи, расслабьтесь и говорите.

Шаг 7. Монтаж и размещение видеолекции в интернете.

Видеоконференция 

Видеоконференция (от англ. videoconference) — область информационной технологии, обеспечивающая одновременно двустороннюю передачу, обработку, преобразование и представление интерактивной информации на расстоянии.  После соединения Вы видите своего собеседника на экране компьютера так, как если бы он сидел в 3-4 метрах от Вас. Не вставая с места, Вы можете вести нормальную живую беседу. Количество участников разговора видеоконференции может быть два или больше (видеоконференцсвязь).

Видеоконференцияэто сеанс связи между двумя пользователями или группой пользователей, независимо от их месторасположения, при этом, участники видят и слышат друг друга согласно правилам, определяемым видом видеоконференции.

Видеоконференции проводятся при условии использования специальных средств, которые могут быть реализованы как на основе аппаратных решений и систем, так и в виде программного обеспечения для ПК, мобильных устройств или браузеров.

Для обеспечения участников звуком и картинкой используется различное периферийное оборудование: камеры, экраны, микрофоны, спикерфоны, гарнитуры, конгресс-системы и проекторы. В качестве среды передачи данных может использоваться как сеть учреждения, построенная по различным принципам, так и глобальная сеть интернет.

Современные видео- и аудио кодеки, специализированные сетевые протоколы, различные алгоритмы обработки сигналов позволяют добиться качественной связи практически на любых каналах связи.

Зачастую во время сеанса видеконференции необходима демонстрация различных медиа данных, для этого системы видеоконференций позволяют захватывать и передавать удалённым участникам презентации, изображение рабочего стола или отдельных его окон, а также различные по форматам документы. Достигается это за счёт использования специального программного обеспечения, дополнительных камер (например, документальных камер), захвата сигнала с видеовыходов ноутбуков, ПК и прочих систем.

Преимущества видеоконференций

Экономичность. Видеоконференцсвязь дает возможность в считанные минуты организовать сеанс видеосвязи и провести встречу с учащимися, коллегами, партнерами, в какой бы точке земного шара они не находились. Это позволяет минимизировать количество поездок, что сокращает время отрыва сотрудников от рабочего процесса.

Эффективность. Видеоконференции позволяют связаться с несколькими участниками одновременно (до 100 участников в одной конференции). Также участникам конференции доступен широкий набор инструментов для совместной работы: показ рабочего стола, трансляция приложений, электронная доска, обмен файлами, опросы и голосования, текстовый чат и т.д. Всё это позволяет оперативно решать повседневные задачи, обеспечивает эффективную совместную работу с удаленными участниками и командами.

Интероперабильность. Благодаря поддержке всех основных протоколов, программные видеоконференции позволяют объединить в единую коммуникационную платформу всю ИКТ инфраструктуру организации.

Мобильность. К видеоконференции можно подключиться с мобильных устройств на платформах Android и iOS, что позволяет всегда оставаться на связи из любой точки мира – в дороге, из дома, или из любой точки, где есть Интернет.

Приложения для видеоконференции

Skype (лучший файлообменник) популярное приложение VoIP, о котором большинство пользователей уже слышали. Он подходит для видеоконференций для небольших групп до 50 человек бесплатно.

Skype включает полезную облачную функцию записи звонков, которую может вызвать любой участник звонка. Это уведомит других участников о том, что звонок записывается, и позволяет пользователям сохранять и делиться записью на срок до 30 дней. Конечно же, у Skype есть приложения для iOS и Android.

Так же там есть голосовой переводчик, который поддерживает 10 языков (английский, испанский, французский, немецкий, китайский, итальянский, португальский, арабский и русский), и текстовый переводчик,  поддерживающий  более 60 языков. Это делает многоязычные конференции проще, чем когда-либо прежде.

Лучшие бесплатные функции:

До 10 человек на видео звонках

HD видео звонки

Совместное использование экрана

Запись видео звонка

Интерактивные видеочаты

Zoom Meetings– это широко известный полный пакет видеоконференций, предназначенный для пользователей уровня организации, с привлекательной бесплатной опцией. Пользователи с бесплатной учетной записью могут проводить видеоконференции до 100 участников, но конференции с 3 участниками и более ограничены 40 минутами.

Zoom позволяет участникам присоединяться через Интернет, специальные приложения, расширения браузера и мобильные устройства с помощью приложений iPhone и Android. Пользователи могут даже позвонить по телефону, если это необходимо. Пользователи с бесплатным планом также могут записывать видео или аудио локально и делиться изображением экрана с другими участниками конференции.

Лучшие бесплатные функции:

Многопользовательский шаринг экранов

720p HD видео

Личный чат

Неограниченные встречи

Google Hangouts – еще один распространенный инструмент, который часто используют для видео общения. Их команда поддержки делегировала все свои обязанности текстовой онлайн-базе знаний. Так что если у вас возникли проблемы - читайте!

Возможности сервиса:

групповой чат до 10 человек

виртуальные комнаты

нет загрузки или установки.

Недостатки:

нет команды поддержки.

 

Материал подготовила методист  А. А. Цыбуля

 

 

Чат-занятие: подготовка и проведение

Чат-занятие – это учебное занятие с использованием чат-технологии. Занятия в форме чата предполагают как текстовое общение, так и контакт с помощью голосовой или видео-связи. Чат-занятия позволяют проводить полноценные семинары, создавать рабочие группы из учащихся, организовать полноценный процесс общения учащихся и педагога. Состав участников чата может быть разным.

Формы чат-занятий

Чат-конференция

Обсуждение какой-либо проблемы, фильма, видео

Круглый стол

Защита творческих работ

Консультации

Пресс-конференция

Подготовка к чат-занятию

В основе всех этих форм чат-занятий лежат эвристические задания, что делает дистанционное обучение наиболее эффективным.

Процедура творческой конструктивной деятельности педагога по разработке конкретного чат-занятия на основе эвристических заданий включает в себя три основных этапа:

подготовительный,

дискуссионный,

заключительный.

На подготовительном этапе педагог выбирает тему, которая наиболее полно соответствуют дистанционному занятию, проводимому в форме чата. Это могут быть дискуссионные проблемы, обсуждение и решение которых требует оперативного, интенсивного взаимодействия учащихся и педагога.  Далее педагог выделяет учебную проблему чат-занятия и продумывает эвристическое(ие) задание(я), определяет технические условия, которые необходимы для проведения занятия, осуществляет рассылку необходимых материалов (инструкций, заданий, наглядно-образного материала, поминутного расписания чат-занятия и т.п.).

На дискуссионном этапе организуется педагогическая ситуация, формирующая образовательную среду чат-занятия.

На заключительном этапе педагог продумывает вопросы, которые будут предложены учащимся с целью подведения итогов занятия и формулирования основных образовательных достижений, которые учащиеся приобрели во время чата. Педагог определяет формы выражения рефлексивной деятельности участников чат-занятия.

Приложения для проведения чат-занятий 

Skype

Бесплатная программа, которую надо скачать и установить на свой ноутбук или компьютер. Существует и мобильная версия программы, которой можно пользоваться с телефона. Особенно стоит отдать предпочтение этой программе, если вы уже используете ее для личных звонков. Вы потратите меньше времени на знакомство с расширенным функционалом, чем на освоение совершенно новой программы. Последние версии многими любимого Skype позволяют проводить видеоуроки с поддержкой до 50 пользователей.

Если освоить демонстрацию экрана, то вы сможете показывать окно любой программы, где будете писать или рисовать. Ваши уроки можно записывать и они будут доступны всем участникам чата в течении 30 суток. Нужно учесть, что видео будут сохраняться на ваш компьютер. Если память гаджета маловата, то удобнее видеозаписи скачивать и загружать в облачные хранилища, например, на Гугл или Яндекс диски.

Viber или WhatsApp

Мобильное приложение, которое устанавливается на телефон. При этом имеет web версию, которую можно открывать в браузере, но обязательно синхронизировать с мобильным устройством. Это одно из самых популярных бесплатных приложений в мире для обмена сообщениями. Вы можете общаться в личных чатах и создавать групповые.

Аккаунт привязывается к номеру мобильного телефона и установлен у большинства молодых людей. Его преимущество в том, что он гораздо популярнее Skype, поэтому собрать в группу учащихся не составит труда. В групповом чате можно делиться: изображениями, видео, документами, ссылками и контактами. Вы также можете делать видео и голосовые звонки.

Telegram

Одно из популярных бесплатных веб приложений. Оно позволяет отправлять мгновенные сообщения. Бесспорным преимуществом является его простота и безопасность, отсутствие рекламы. А также возможность синхронизации с любым устройством (телефон, планшет, настольный ПК). Здесь можно сформировать большой чат до 200 участников.

Для регистрации и входа Telegram также, как Viber и WhatsApp использует ваш телефонный номер. Он позволяет прикреплять к сообщениям: ссылки, фотографии, видео и других форматов файлы. При этом не ограничивает размер вложений, а главная причина по которой ему многие отдают предпочтение — он хранит все файлы переписки на сервере разработчика, и они не захламляют память телефона или ноутбука.

Пример проведения чат-занятия

Тема занятия: «15 советов для начинающих журналистов»

Цель занятия: актуализация необходимых знаний, умений и навыков начинающему журналисту.

Количество участников чата: 10 человек.

Форма занятия: обсуждение, беседа.

Основные виды деятельности учащихся: эвристическая, рефлексивная.

Этапы организации занятия.

  1. Предварительная подготовка учащихся

Учащимся за 2 дня до занятия отправляются в беседе группы Вконтакте видео «Советы начинающим журналистам» и следующее эвристическое задание.

«Советы для меня»

Посмотрите видео и определите, какие советы журналистов наиболее важны для вас  и почему? Подумайте, какие советы вы можете добавить на основе просмотра других видео или прочтения статей в сети Интернет.

  1. Расписание занятия:

17.30 - 17.35 - регистрация - каждый учащийся пишет приветствие

17.35 - 17.45 - вступительное слово педагога: формулировка темы, проблемы занятия и эвристического задания;

17.45 - 18.05 - обсуждение возможных решений предложенного педагогом задания осуществляется по следующей цепочке:

Какие советы вам понравились больше и почему?

Какие советы вы нашли самостоятельно и кто из журналистов ими делился?

Какие советы вы можете дать друг другу, исходя из личного опыта?

Рефлексия: найдите в сети картинку, которая отражает ваше эмоциональное настроение, сбросьте в чат и расскажите, почему вы выбрали именно эту картинку?

Проведение дистанционных чат-занятий с использованием эвристических заданий позволяет заметно усилить продуктивную образовательную напряженность и оперативность учебного процесса, тем самым, ему придается диалогичность и творческая направленность.

 

Материал подготовила методист  М.С. Стрельцова