ИНТЕНСИВ «МЕДИА И МЫ»

ИНТЕНСИВ «МЕДИА И МЫ» в рамках работы ресурсной площадки по формированию медиакультуры учащихся

ИНТЕНСИВ «МЕДИА И МЫ»

в рамках работы ресурсной площадки по формированию медиакультуры учащихся

 

Разработчик: методист высшей квалификационной категории,

Стрельцова Марина Сергеевна

 

Ведущий: Добрый день, уважаемые участники интенсива «Медиа и мы», проводимого в рамках работы ресурсной площадки по формированию медиакультуры учащихся!

Сегодня мы познакомимся с основными мероприятиями, которые нас ждут во втором полугодии. Слово предоставляется руководителю ресурсной площадки Куровской Елене Юрьевне:

И первое, о чем мне бы хотелось сказать о районном конкурсе детской журналистики «Медиастарт». Прием заявок и конкурсных работ завершен, на этот раз вы проявили активность. Молодцы! Жюри начало работу. По итогам конкурса будет издан девятый номер районной детской газеты «МОРС». Думаю, что вы уже точно знаете о нашем «МОРСЕ». А следующий десятый номер будет посвящен 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, поэтому следующий конкурс будет посвящен этой дате.

И, мы хотим запустить еще один районный конкурс «Медиаперсона», в котором примут участие старшеклассники. Это будет настоящий марафон для того, чтобы прокачать навыки, необходимые медийной личности. В данный момент есть проект Положения, которое находится на утверждении в управлении по образованию. И я хочу вам кратко рассказать об основных условиях конкурса, чтобы вы уже могли определяться с участником и начать подготовку.

Знакомство с Положением

Ведущий: Спасибо Елене Юрьевне за подробную информацию. Мы продолжаем работу.

Ведущий: А теперь давайте поговорим об информационной культуре. Как вы считаете, что лежит в основе этого понятия?

Участники мероприятия отвечают

В настоящее время информационную культуру все чаще трактуют как особый феномен информационного общества. В зависимости от объекта рассмотрения стали выделять информационную культуру общества, информационную культуру отдельных категорий потребителей информации (например, детей или юристов) и информационную культуру личности.

Информационная культура в широком смысле – это совокупность принципов и механизмов, обеспечивающих взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества; в узком смысле слова – оптимальные способы обращения с информацией и представление ее потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.  

Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.

Информационно-коммуникативная компетенция — это профессионально-значимое интегративное качество личности, характеризующее умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать и представлять её; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, как в индивидуальной сфере, так и при работе в группе.

Информационная безопасность личности — способность и готовность ограждать себя и свой внутренний мир от угроз, связанных с ограничением прав и свобод каждого человека в информационной сфере.

ВИДЕО 1 

Ведущий: А теперь давайте закрепим ваши знания. Предлагаю каждой группе создать некий готовый продукт об информационной культуре.

Группа 1. Напишите сказку «О том, как информационная культура жить помогает».

Группа 2. Нарисуйте картину «Мое информационное поле».

Группа 3. Попытайтесь сделать театрализацию «Информационная безопасность личности»

Группы демонстрируют свои готовые продукты

 

Ведущий: Одну из главных ролей в информационной культуре каждого из нас играют новости. Что вы понимаете под новостью? Откуда берете новости?

Участники отвечают

Новости — неотъемлемая часть нашей жизни. Информация поступает отовсюду, и побочным эффектом такого плотного информационного поля становится не только перегрузка нервной системы, но и фейки. С каждым днём появляется всё больше сообщений, которые не имеют отношения к достоверным фактам.

Дезинформация и низкокачественная журналистика возникли не вчера. Но ситуация усугубилась из-за стремительной популяризации соцсетей и скорости распространения контента, благодаря доступному интернету и смартфонам. И каждый день на нас обрушивается шквал противоречивых новостных сообщений — будь то подорожание стоимости газа и коммунальных услуг, угроза военной агрессии или новый штамм вируса.

90% аудитории не может отличить достоверные новости от фальшивых. И люди, сами того не понимая, становятся разносчиками фейков.

Фейковые новости – это ложная или вводящая в заблуждение информация, выдаваемая за реальные новости. Как правило, фейковые новости делятся на две категории:

ВИДЕО 2 

  1. Заведомо ложная информация – автор, публикующий материал, знает, что в нем содержатся недостоверные сведения. Целью таких действий может быть манипулирование общественным мнением или увеличение посещаемости определенного веб-сайта.
  2. В целом неточная информация, но содержащая достоверные данные. В этом случае автор мог проверить не все факты или преувеличить некоторые аспекты, чтобы подчеркнуть конкретную точку зрения.

Дезинформация – поддельная или вводящая в заблуждение информация, создаваемая и распространяемая преднамеренно.

Ложные сведения – это также поддельная или вводящая в заблуждение информация, но в этом случае ее целью не является преднамеренный обман.

Как распознать фейковые новости

  1. Проверьте источник. Проверьте веб-адрес страницы, которую вы просматриваете. Иногда в веб-адресах сайтов фейковых новостей содержатся орфографические ошибки или используются редкие доменные расширения.
  2. Оцените автора. Найдите информацию об авторе, чтобы понять, заслуживает ли он доверия: реальный ли это человек, какая у него репутация, относятся ли его статьи к конкретной области знаний и освещает ли он определенные вопросы? Оцените, в чем может быть мотивация автора.
  3. Проверьте другие источники. Сообщают ли об этом факте другие авторитетные новостные источники или СМИ? Цитируются ли в статье достоверные источники? Профессиональные мировые новостные агентства в соответствии с редакционными правилами обязаны проверять достоверность фактов, кроме того, они имеют для этого обширные ресурсы, поэтому, если они также сообщают об этом факте, это хороший признак.
  4. Сохраняйте критическое мышление. Многие фейковые новости составлены с целью спровоцировать сильные эмоциональные реакции, например, страх или гнев. Сохраняйте критический настрой, спросите себя: с какой целью написана эта статья?
  5. Проверьте факты. Достоверные новости включают множество фактов: данные, статистику, цитаты экспертов и прочие. Если все это отсутствует, задайтесь вопросом – почему. Отчеты с ложной информацией часто содержат неверные даты или измененные сроки, поэтому рекомендуется проверить дату публикации статьи. Это актуальная или устаревшая новость?
  6. Оцените комментарии. Даже реальная статья или видео может не иметь комментариев. Часто ссылки и комментарии к статье могут автоматически создаваться ботами или пользователями, нанятыми для размещения вводящей в заблуждение информации.

 

Ведущий: А теперь я хочу с вами поиграть и наглядно, в процессе игры, показать, как рождаются слухи? Мне надо 10 добровольцев.

Участники игры уходят в другую аудиторию, первый игрок зачитывает информацию, а потом передает все, что запомнил другому.

ИГРА «Как рождаются слухи?»

«Свадьба на острове Ява»

«Весьма своеобразно проходит королевская свадьба на индонезийском острове Ява, где сохранились еще древние аристократические обычаи. Сначала жених дарит невесте слиток золота весом 99 граммов, роскошное издание Корана и молельный набор, поскольку на Яве распространен ислам. При этом религиозные верования островитян замысловатым образом переплелись с народными обычаями. Затем, под традиционную музыку, новобрачные бросают друг в друга листья бетеля, что символизирует любовь. Потом жених наступает на свежее куриное яйцо, а невеста в тазике омывает ему испачканную ногу. Это символизирует привязанность и верность. После этого пара начинает ползать по помещению на коленях, выпрашивая у сидящих в креслах близких родственников прощение. Завершается церемония тем, что жених и невеста кормят друг друга из рук».

Ведущий: Давайте проанализируем, что в итоге получилось? Что вы поняли о механизме рождения слухов?

Участники мероприятия отвечают

Ведущий: А теперь давайте подведем итоги работы нашего интенсива. Я хочу, чтобы вы продолжили фразу «Мою информационную культуру формирует…». «Новостям из каких источников стоит доверять?».

А теперь дайте свою оценку нашему интенсиву. Подымите руку те, кому был полезен интенсив, а теперь те, кто просто провел хорошо время, но не получил багаж новых знаний, а теперь те, кто хотел бы продолжить работу на следующих подобных занятиях в рамках работы ресурсной площадки по формированию информационной культуры. Спасибо за работу. До новых встреч! Не забывайте участвовать в наших конкурсах! Всем хороших новостей!

ОТКРЫТИЕ РЕСУРСНОЙ ПЛОЩАДКИ