Творческая группа по сопровождению реализации проекта
- Куровская Елена Юрьевна, заместитель директора по учебной работе – руководитель проекта
- Малявка Татьяна Петровна, заместитель директора по воспитательной работе
- Сичкова Наталья Эдуардовна, заведующий учебно-методическим кабинетом – автор проекта
- Аниськевич Марина Сергеевна, методист – автор проекта
- Канаш Татьяна Владимировна, методист
- Ларченко Жанна Ивановна, заведующий отделением
- Рубацкий Никита Григорьевич, культорганизатор
Концепция проекта
Современных детей часто называют «цифровое поколение», «сетевое поколение», «поколение опущенных голов». Ребята проходят социализацию в условиях широкого распространения цифровых технологий. Компьютер, мобильный телефон, иные цифровые устройства, интернет, социальные сети, IT-средства за последние 20 лет радикально изменили окружающий мир. Главное действие тинэйджеров часто сводится к лайкам и бездумному листанию постов в соцсетях. Вот почему важно научить современного ребенка правильно и продуктивно использовать гаджеты и информационное пространство.
Для развития медиакультуры учащихся, формирования цифровой компетентности педагогов и родителей во Дворце детей и молодежи «Орион» г. Минска было решено разработать и внедрить проект, направленный на воспитание информационной культуры и формирование информационно-коммуникационной компетенции посредством вовлечения участников образовательных отношений в поисково-исследовательскую деятельность в рамках гражданского и патриотического воспитания.
В соответствии с методическими рекомендациями по организации работы в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи на 2022/2023 учебный год и с целью обеспечения высокого качества образовательного процесса было решено развивать ранее созданную собственную информационную среду учреждения образования #ДворецОрион, которая включает в себя сайт учреждения и соцсети (Instagram, Telegram, YouTube) непосредственно в ходе реализации проектной деятельности, что поможет продолжить работу не только по формированию положительного имиджа Дворца детей и молодежи «Орион» г. Минска, но будет способствовать повышению уровня информационной культуры участников проекта, их гражданской ответственности за создание и размещение качественной, актуальной информации в информационной среде учреждения.
Проект «#Нам_засталася_спадчына» поможет решить проблемы, связанные с недостаточным использованием возможностей информационной среды учреждения путем вовлечения учащихся, педагогов и родителей в его реализацию, где каждый сможет заявить о себе в информационном пространстве, обратившись к традициям и истории своей семьи и своей малой родины.
Планируется, что реализация проекта «#Нам_засталася _спадчына» поможет учащимся, педагогам и родителям сформировать навыки создания качественного контента в процессе работы по сохранению исторической памяти через исследовательскую деятельность по изучению традиций, истории Беларуси и малой родины участников проекта. Актуальность проекта заключается в интеграции воспитания информационной культуры и гражданского и патриотического воспитания.
Новизна и практическая значимость проекта заключается в воспитании гражданственности и патриотизма в процессе воспитания информационной культуры через изучение традиций и истории Беларуси на основе обращения к истории семьи. Ведь именно осознание личных историй каждой семьи частью истории страны, а себя – частью своей Родины и способствует формированию глубоких гражданских и патриотических качеств человека. В процессе реализации проекта каждый участник будет активным пользователем ресурсов информационной среды #ДворецОрион, что позволит в дальнейшем чувствовать себя уверенно в информационном пространстве.
Цель проекта: создание организационно-педагогических условий для воспитания информационной культуры учащихся посредством реализации проекта «#Нам_засталася_спадчына».
Задачи проекта:
вовлечь учащихся, педагогов и родителей в проектную деятельность;
формировать у участников проекта компетенцию по использованию ресурсов информационной среды учреждения в процессе проведения воспитательных и обучающих мероприятий;
сформировать у участников проекта устойчивый интерес к поисково-исследовательской деятельности и изучению традиций, истории Беларуси, своей малой родины и своей семьи;
сформировать у участников проекта умение презентовать свою деятельность в информационном пространстве;
стимулировать творческую, интеллектуальную, коммуникативную активность участников проекта;
способствовать интеграции усилий семьи и учреждений образования по воспитанию информационной культуры учащихся;
издать сборник творческих работ победителей проекта и создать видеофильм «Нам засталася спадчына»;
сформировать методический кейс по итогам реализации проекта.
Предполагаемые результаты
Реализация проекта «#Нам_засталася_спадчына» как механизма создания организационно-педагогических условий для формирования информационной культуры учащихся позволит
учащимся:
формировать потребность целесообразного, содержательного и продуктивного использования ресурсов информационной среды учреждения;
формировать устойчивый интерес к поисково-исследовательской деятельности и изучению традиций, истории Беларуси и малой родины;
приобрести навыки создания материалов для цифрового информационного пространства;
формировать навыки безопасного и ответственного поведения в информационном пространстве, в т. ч. и в сети Интернет;
развивать интерактивные умения во время презентации своей деятельности в информационном пространстве;
в процессе выполнения конкурсных заданий развивать аналитическое и креативное мышление, расширить свой кругозор, познакомиться с культурой, традициями и историей, а также получить возможность для самореализации и раскрыть имеющиеся способности;
применять полученные знания и умения в повседневной жизни, принимать решения и проявлять инициативу;
педагогам и учреждению образования:
найти новые возможности для интеграции ресурсов информационной среды учреждения в образовательный процесс;
найти новые актуальные формы работы по воспитанию гражданственности и патриотизма в условиях цифровизации общества;
формировать информационное пространство, в котором каждый сможет научиться выстраивать отношения посредством «живого» общения и информационно-коммуникационных технологий;
эффективно популяризировать в информационном пространстве собственную педагогическую деятельность и деятельность Дворца детей и молодежи «Орион» г.Минска;
максимально использовать и развивать личный творческий потенциал;
всем участникам проекта (учащимся, педагогам, родителям):
вызвать интерес к совместной исследовательской деятельности и изучению традиций, истории Беларуси, малой родины и своей семьи;
создать эффективную информационную среду для воспитания информационной культуры учащихся Дворца детей и молодежи «Орион» г.Минска;
формировать культуру взаимоотношений детей, родителей и педагогов в цифровом образовательном пространстве.
Нормативное правовое и программно-методическое обеспечение проекта
- Кодекс Республики Беларусь об образовании.
- Закон Республики Беларусь от 14.01.2022 №154-3 «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании».
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2021 г. № 57 «О Государственной программе «Образование и молодежная политика» на 2021 – 2025 годы».
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 гг. (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31.12. 2020 г. №312).
- Государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021 – 2025 годы (подпрограмма «Цифровое развитие отраслей экономики») (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2021г.№66).
- Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году».
- Инструктивно-методическое письмо «Методические рекомендации по организации работы в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования одаренных детей и молодежи в 2022/2023 учебном году»
- Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации дополнительного образования детей и молодежи в 2022/2023 учебном году (художественный, культурно-досуговый, социально- педагогический, общественно-гуманитарный профили)»
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об использовании современных информационных технологий в учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования в 2021/2022 учебном году»
- Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования / В.Ю. Арчаков [и др.]. – Минск: «Народная асвета», 2022. – 168 с.
- Бедулина, Г.Ф. Формы и методы патриотического воспитания молодёжи / Г.Ф. Бедулина // Праблемы выхавання. – Серыя «У дапамогу педагогу». – 2010. – № 4. – С. 14-18.
- Буткевич, В.В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / В.В. Буткевич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 208 с.
- Исследовательская деятельность учащихся. Научно-методический сборник в двух томах / редактор-составитель А. С. Обухов. – М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. – 701с.
- Патриотизм и патриотическое воспитание в контексте вызовов современности: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 16–17 мая 2019 г. / НАН Беларуси, Ин-т социологии; Госпогранкомитет; Ин-т погранич. службы Респ. Беларусь; редкол.: Г. П. Коршунов (гл. ред.) [и др.]. – Минск: ИПС РБ, 2019. – 433 с.
- Патриот.by