Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.
В системе дополнительного образования детей и молодежи существуют формы дистанционной поддержки учащихся, которые известны и уже хорошо зарекомендовали себя:
пересылка учебных материалов (текстов, графики, видео и др.) по телекоммуникационным каналам (электронная почта);
система дистанционного контроля (тестирование, онлайн-олимпиады, прохождение квеста и др.);
онлайн консультации, осуществление разнообразной обратной связи через социальные сети, блоги;
обучение через виртуальные образовательные среды, образовательные Интернет-порталы;
система обмена мгновенными сообщениями.
В каждом отдельном случае может применяться та или иная форма поддержки, осуществляться выбор инструментов и способов взаимодействия педагога и учащегося.
В первую очередь определите, как будете проводить дистанционное обучение. Дистанционную работу можно проводить одним из способов, что описан ниже, или использовать их комбинацию.
Встречи в режиме реального времени
Вы договариваетесь с учащимися о времени, когда будет проведен прямой эфир или назначена онлайн-встреча. На онлайн-уроке вы объясняете материалы, отвечаете на вопросы учащихся и задаете вопросы им.
Дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы
Обучение учащихся можно выстроить через интерактивные учебные материалы, которые содержат инструкции, учебный контент (видео, интерактивные видео, текст, рисунки), самопроверку, ссылки и т.д. При помощи таких учебных материалов учащийся изучает новую тему самостоятельно. Для вопросов учащихся стоит создать чат для общения, чтобы, сталкиваясь с трудностями, они продолжали выполнять задания.
Спланируйте работу
Возьмите временной отрезок, например, неделю, и спланируйте работу учащихся по вашей программе. Чтобы организовать работу целостно, отталкивайтесь от учебных результатов, которых должны достичь учащиеся.
Задайте себе три вопроса:
- Чему я хочу научить моих учащихся (каких учебных результатов они достигнут)?
- Как учащиеся этому научатся (каким образом они достигнут учебных результатов)?
- Каким образом я могу поддержать их в этом (как я помогу им достичь учебных результатов и как узнать, достигли ли они их)?
Исходя из ответов, составьте для себя план работы: какие учебные материалы надо создать, как мониторить работу ребят, как и когда предоставлять им обратную связь.
Можно составить план работы и для учащихся. Учащимся план нужен для того, чтобы помочь им спланировать время работы, как в течение дня, так и всей учебной недели. План работы для учащихся может содержать рекомендуемую дату и время для начала работы над заданием, сроки выполнения заданий, ссылки на учебные материалы (если вы сразу можете их предоставить) или платформу, где будет идти работа.
Определите, как будете связываться с учащимися
У учащихся должна быть точка входа, через которую они получают доступ к учебным материалам. Если вы использовали в работе с учащимися некоторую платформу (блог, сайт, мессенджеры, закрытую группу и т.д.), то и в дистанционном обучении они могут работать через нее.
Начните создавать учебные материалы
Организовать учебную работу дистанционно — значит помочь учащимся самостоятельно разобраться с тем, что они не знают и не умеют. А для этого у учащихся должны быть учебные материалы и задания, посильные для той возрастной группы, с которой мы работаем.
К учебным материалам добавляйте инструкции по работе (так, как если бы вы объяснили в кабинете), указывайте время, которое требуется для работы над заданием и по изучению материалов, необходимые стратегии, рекомендации и подсказки.
Можно использовать уже готовые учебные материалы, созданные кем-то другим, можно создавать самим.
Определите, какие цифровые сервисы будете использовать
Исходя из ваших задач, определяйте, какие из цифровых сервисов задействуете в работе с учащимися.
Онлайн-встречи с учениками
Сервисы, с помощью которых вы организовываете онлайн-занятие в режиме реального времени.
Zoom zoom.us/
Сервис для проведения видеоконференций и вебинаров. В бесплатной версии можно проводить встречи до 40 минут и на 100 человек. Учащиеся могут подключиться к встрече через телефон (рекомендуется установить приложение zoom) или через компьютер. Каждый участник встречи имеет возможность говорить голосом, демонстрировать видео и расшаривать свой экран.
Facebook Live
Трансляция видео прямо с Facebook. Создайте закрытую группу группы, в которой можно будет запускать Live трансляции и проводить уроки онлайн. Бесплатно. И нет ограничений по времени.
Instagram Live
Трансляция видео с Инстаграм. Можно проводить в своем аккаунте. Если ученики на вас подписаны, то они получат извещение о выходе в эфир. Или создать закрытый аккаунт группы и вести онлайн-встречи там.
WiziQ www.wiziq.com/
Сервис для организации онлайн-обучения. Создается группа, к которой подключаются учащиеся (они должны создать в этой среде аккаунт). Здесь можно вести общение, публиковать задания и объявления. И можно проводить онлайн-встречи. В бесплатной версии только 10 участников могут подключиться к курсу и к видеовстрече.
Periscope
Приложение для проведения прямых эфиров. Чтобы учащиеся могли смотреть ваши трансляции, им надо установить это приложение на телефон и создать аккаунт.
Skype
Сервис для проведения видеоконференций. У каждого учащегося должен быть аккаунт Skype. Создается группа учащихся, и в определенное время делается звонок, к которому подключаются все участники группы.
Передача учебного содержания
Сервисы, через которые можно передавать учебное содержание.
Видео
Видео можно создать либо через запись на камеру (телефона, например), либо через запись экрана.
Screencast-O-Matic https://screencast-o-matic.com
Позволяет создавать скринкасты (видео с экрана монитора), видео посредством веб-камеры или записывать экран и изображение с веб-камеры одновременно. Видео записывается длинной не более 15 минут и сохраняется на компьютер или публикуется на YouTube. Рамку захвата видео с экрана можно редактировать до требуемого размера. Запись можно ставить на паузу и менять местоположение рамки на экране.
С помощью этого сервиса можно:
записывать технические обучали (инструкции по работе с программами и сервисами);
записывать объяснения темы (объяснение, лекция);
записывать упражнения.
Рабочие листы в документах Google
Создавайте учебный материал через документ Google и предоставляйте доступ учащимся. Каждый их них делает копию для себя, предоставляет доступ педагогу с правом комментирования и работает индивидуально или совместно с кем-то (зависит от задачи). Удобно таким образом и мониторить работу ребят, и направлять их.
Edpuzzle https://edpuzzle.com/
При помощи Edpuzle педагог может создать интерактивные видео путем добавления в видео либо викторины с одним правильным вариантом ответа, либо открытые вопросы, либо комментарии в формате аудио, текстовые комментарии или аудиотреки. Видео добавляются с различных веб-сайтов, например YouTube, Vimeo, National Geographic.
Тесты для самопроверки
С помощью этих сервисов учащиеся могут проверять свое понимание в учебной теме.
LearningApps https://learningapps.org/
Простой сервис, позволяющий создавать различные приложения для самопроверки: текст с пропусками, викторины, классификация,
интерактивное видео и т.д.
Kubbu http://www.kubbu.com
Интерактивные задания.
Quizlet https://quizlet.com/
Сервис, позволяющий создавать флешкарты и игры, которые можно использовать для любой учебной ступени или любого учебного предмета. Quizlet чаще всего рассматривают как сервис для изучения иностранных слов.
H5P h5p.org
Платформа, на которой можно создавать интерактивные задания для самопроверки, практически на любой вкус. Задания передаются учащимся по ссылке.
Мониторинг
Сервисы, которые помогают наблюдать за тем, как учащиеся справляются с выполнением заданий.
Таблица продвижения
Создайте в таблицах Google таблицу, в которую внесите имена учащихся (ряды) и перечисление заданий/шагов, которые должны сделать ученики. Учащимся предоставьте доступ для редактирования. Они заходят в эту таблицу и отмечают выполнение задания. Причем могут отмечать зеленым, желтым или красным цветом в зависимости от того, насколько легко справились с заданием.
Работа в Google-документах
Учащиеся могут работать совместно в документах Google над заданиями или индивидуально. Педагог может отслеживать продвижение учащегося по заданию, комментировать выполнение задания, направлять учащегося.
Classtime https://www.classtime.com/
Удобный сервис для создания интерактивного материал разных типов (викторина, истина/ложь, классификация, сортировка, выделение текста) и мониторинга учебного процесса.
Formative https://goformative.com
Formative — инструмент формирующего оценивания, который позволяет в режиме реального времени отслеживать процесс работы учащихся, в любой момент комментировать их работы и оставлять конструктивную обратную связь.
При помощи этого инструмента педагог создает учебный материал, который может содержать
контент (картинка, текст, белая доска, видео и встроенный код embed);
задание (викторина, добавление короткого ответа, добавление полного ответа, демонстрация своей работы, вопрос с выбором нескольких правильных ответов, истина/ложь);
дополнительные вопросы (добавить аудиоответ, классификация и установить последовательность), но это опция работает только в платной версии.
Wizer http://app.wizer.me
С помощью Wizer вы создаете невероятно красивые по дизайну рабочие листы, которые содержат интерактивные задания и позволяют педагогу быстро предоставлять учащимся обратную связь.
Обратная связь
Сервисы, при помощи которых вы получает обратную связь от ваших учащихся.
Direct Poll https://strawpoll.de
В этом сервисе можно создать опрос в считанные секунды. Используйте его для получения обратной связи от учащихся. Вопросы могут быть рефлексивные, учебные или созданы с целью проведения голосования.
Google Form
С помощью форм можно создать учебный тест, форму обратной связи и анкету.
Quizizz http://quizizz.com
Сервис для создания викторин. Учащиеся проходят викторину, а педагог видит статистику по каждому учащемуся.
Kahoot
При помощи Kahoot тоже создаются викторины.
Платформы для обучения
Через эти платформы удобно выстраивать учебный процесс: размещать учебные материалы, проводить обсуждение, получать и предоставлять обратную связь.
Google Classroom https://classroom.google.com/
Google Sites https://sites.google.com/
Блог
Используйте любую платформу, которая удобна для вас.
Материал подготовила методист Шамына Т.Н.
(при подготовке использовались материалы http://marinakurvits.com/kak_organizovat_distancionnoe_obuchenie/ )